ВРЕМЯ ПРОЧТЕНИЯ: 10 МИНУТ
Ребрендинг может пойти на пользу и наоборот — подпортить репутацию бренда. На примерах удачного ребрендинга и неудачного показываем, когда он уместен, а когда лучше оставить всё как есть.
Практическое руководство по созданию бренда компании, продукта или человека

Примеры удачного и неудачного ребрендинга известных компаний

Ребрендинг помогает изменить восприятие бренда в глазах действующей и потенциальной аудитории с помощью разработки новой платформы бренда, логотипа и фирменного стиля. В платформу входит описание ценностей, миссии, позиционирования, уникальных преимуществ. В зависимости от целей компании составляющие платформы могут меняться целиком или частично. Также во время ребрендинга может меняться название бренда, если оно больше не соответствует его сути.

Когда нужен ребрендинг:

1. Выйти на новый рынок, перейти в другую товарную категорию. Например, вы продавали банковские услуги, а теперь занимаетесь ещё и доставкой продуктов, аудиостримингом, разработкой устройств для умного дома, как это делает Сбер. Или компания расширила географию и теперь продаёт за рубежом и тогда может быть так, что её название вызывает неправильные ассоциации в зависимости от менталитета страны, ценности бренда не соответствуют потребностям зарубежной аудитории, а миссия не отвечает новым, масштабным, целям компании.
2. Привести новую, более молодую, аудиторию. Для этого необходимо самим выглядеть моложе, ведь бренду, как и человеку, свойственно стареть: проанализировать потребности и ценности нужной вам ЦА и провести ребрендинг в соответствии с ними.
3. Отразить новое видение. Вы переоознались и поняли, что ваша миссия, ценности, позиционирование и внешний облик больше не соответствуют собственным представлениям о вашем бренде и новым целям.

4. Перестроиться под новые реалии. В условиях кризиса слабые бренды теряют аудиторию и уходят с рынка, сильные — вовремя перестраиваются под новые реалиии, чтобы отвечать современным потребностям и повышать спрос.
5. Повысить конкурентоспособность. Когда на рынке появляются новые игроки (ультрамодные, современные, технологичные, с уникальными для рынка преимуществами), значит пора пересмотреть свои УТП, айдентику, позиционирование и обновить бренд в соответствии с ними.
6. Повысить репутацию. Если вокруг вашего бренда появились негативные ассоциации, то увеличить репутационный капитал можно с помощью смены имиджа, отразив важные для вашей аудитории смыслы через обновление платфомы бренда и айдентики.

Примеры удачного ребрендинга

Сбер

Сбербанк — отличный пример ребрендинга. Первый произошёл в 2009 году, после того как в 2008 прибыль компании упала в 12 раз, причём не только из-за кризиса. Вокруг бренда был советский флёр, ассоциации с устаревшей государственной структурой, которой пора кануть в прошлое. Поэтому первое, что сделал бренд — убрал слово «Россия» из названия. Далее сохранив идентичность, компания обновила логотип и фирменный стиль. Но самое главное, что она провела внутренние изменения: разработала новые виды услуг, мобильное приложение, обновила стандарты обслуживания, внедрив электронные очереди и менеджеров зала. Всё это помогло бренду сменить имидж в сторону более прогрессивного.

В 2021 году Сбербанк стал экосистемой под названием «Сбер», что делает бренд уникальным в своей нише даже по мировым меркам. Изменилась его архитектура, ценности, архетип, позиционирование. Чтобы выйти на другие рынки, название сократили и сделали приставкой к разным подбрендам: СберМегаМаркет, СберЗдоровье, СберУслуги и другие. Градиент указывает на разнообразие предложений для разной аудитории.
Логотип преемственен предыдущему, но теперь в нём заложено больше смыслов. Галочка и круг символизируют и выполненную задачу, и часы, которые рассказывают про экономию времени, и локатор, то есть процесс поиска нового.
Ребрендинг помог компании расширить аудиторию за счёт выхода в другие товарные категории и заявить о себе, как о высокотехнологичной компании, за которой будущее.

ВкусВилл

В 2021 году бренд провёл опрос среди своих покупателей, чтобы узнать, что они ценят больше всего в продуктах и сервисе компании. Оказалось, что её фирменный стиль и суть не передавали того, что важно аудитории: доступность натуральных продуктов, которые не только полезные, но и вкусные. Бренду не хватало человечности, открытости, через которую должна считываться главная ценность: важно быть не правильным, а настоящим. Кроме того, у него появилось приложение, позволяющее удобно и быстро заказать еду, всё это важно было отразить в новом фирменном стиле и позиционировании.

Новый слоган составлен из тех слов, которые используют покупатели, описывая бренд, и звучит как «Здесь полезное вкусно». В обновлённом лого нет двух одинаковых букв, что рассказывает о разнообразии продуктов и уникальности бренда, а также символизирует живые, настоящие и включённые отношения между ним и покупателями. А сокращённая версия лого идеально подходит для приложения и олицетворяет скорость и удобство доставки.

Airbnb

Сервис бронирования жилья быстро захватил рынок, но начал терять позиции из-за того, что стал ассоциироваться с дешёвой альтернативой отелям. Чтобы привлечь миллениалов, бренд решил повысить качество обслуживания. Это повлекло обновление сайта, разработку мобильного приложения, измение айдентики.

Главной идеей стала трансформация бренда в сообщество, где пользователи не только ищут жильё, но и общаются, учатся, обмениваются опытом путешествий, дружат, чтобы в любой точке мира чувствовать себя как дома. Она выражает главную ценность бренда: создать мир, в котором любые двери всегда открыты.

Эти смыслы отражены в логотипе под названием «Bélo» (от слова «belong» — принадлежать). В нём заключены сердце, образ человека, геометка и буква «А». И хотя логотип был раскритикован, лояльность к сервису и прибыль выросли.
Обновлённый сайт стал ещё более дружелюбным, благодаря качественным фотографиям квартир, текстами о достопримечательностях и культурных особенностях разных стран — теперь он рассказывает живые истории, а не просто продаёт жильё. Здесь всё устроено таким образом, чтобы посетитель чувствовал себя как дома. Собраны справочные материалы о том, как вести себя в разных ситуациях заграницей, есть списки мероприятий в разных странах, на которые путешественник может купить билет.
Идея сообщества раскрывается в наружной рекламе и социальных сетях бренда. Компания призывает стать частью большего и разделить опыт путешествий с другими.

Неудачный ребрендинг

Coca-Cola

Один из самых громких примеров неудачного ребрендинга компании — ребрендинг Coca-Cola в 1985 году. Руководство решило сделать напиток более сладким, изменив рецептуру, чтобы поднять продажи, которые снизились из-за конкурентции с Pepsi. Поменяли и название: New Coke. Традиционную колу сняли с продажи. В ходе масштабной рекламной кампании первыми новый наепиток попробовали рестовраторы статуи Свободы. Обновлённый вкус вызвал шквал негативных звонков, а продажи конкурена стали ещё выше. В результате всё вернули как было, что помогло компании сделать прибыль выше, чем она было до ребрендинга.

Tropicana

Целью ребрединга известного сока было привлечение потребителей, которые заботятся о своём здоровье. На новой упаковке изобразили сок в стакане, чтобы показать её полезное и натуральное содержимое, а крышка приобрела форму апельсина. Шрифтовую часть упростили, как и остальные графические элементы, чтобы привести упаковку к более современному, минималистичному виду.

Аудитория же сказала, что теперь пакет сока выглядит дёшево. А отсутствие любимого всеми апельсина с трубочкой сделало бренд неузнаваемым на полках и менее «сочным», хотя компания стремилась как раз к противоположному эффекту. Продажи упали на 20%, и бренд вернулся к старой упаковке.

Pepsi

Компания потратила 1,2 миллиарда долларов на редизайн, новую контент-стратегию и рекламу. Наклон белой линии в обновлённом лого должен был отражать стремление бренда к развитию, но аудитория увидела в нём человека с избыточным весом.

В 2023 бренд исправился и ввел новый жизнеутверждающий и преемственный традиционному логотип. Теперь Pepsi делает упор на линейку без сахара и транслирует уверенность и энергию.

Основные ошибки

1. Отсутствие анализа аудитории. Ошибка ребрендинга, ведущая к необоснованным трансформациям, которые не коррелируют с потребностями ЦА и её представлениями о вашем бренде.
2. Кардинальные изменения до неузнаваемости. Если ваш бренд давно на рынке и имеет свои характерные атрибуты, с которыми ассоциируется продукт, при обновлении лучше придерживаться преемственности. В противном случае обновлённый бренд может вызвать не только отторжение, но и потеряет узнаваемость.
3. Отсутствие платформы бренда. Бренд — система элементов, которая создаёт единый образ в головах покупателей. Описание этой системы даёт платформа бренда, без которой он теряет свою идентичность и узнаваемость. Поэтому если вы что-то меняете, это должно быть обосновано в платформе и связано со всеми её составляющими.

4. Обновление без погружения сотрудников. Ребрендинг затрагивает разные отделы компании: отдел продаж, отдел клиентского сервиса, маркетинг и дизайн. Чтобы внедрить изменения на каждом уровне, нужно подробно рассказать разным отделам, какие цели вы преследуете, что меняется и почему, какие шаги нужно сделать, чтобы команда могла обновить бренд в соответствии с новыми данными.

5. Отсутствие коммуникации в СМИ. Важно сообщить вашей аудитории о том, что и почему обновилось, как теперь будет общаться с ней бренд, в чём преимущества обновления. Перемены могут вызвать сопротивление, поэтому важно плавно подвести к ним и убедительно рассказать о том, почечу это хорошо для вашей ЦА и будущего бренда.

Советы при проведении ребрендинга

1. Проанализируйте эффективность вашего бренда. Это поможет определить, на каких этапах, в каких точках соприкосновения вашего бренда с аудиторией, идёт просадка.

2. Определите цель ребрендинга и его необходимость в целом. Выше мы рассказали, когда может понадобится обновление. Цель также зависит от результата предыдщуего пункта.

3. Проанализируйте ЦА. Узнайте, какие есть потребности и барьеры к покупке вашего прогдукта, чего они хотят, как видят вашу компанию, что хотели бы изменить. Актуализируйте портрет аудитории, чтобы ребрендинг отвечал ей.

4. Определите, что нужно обновить. Понимание цели и аудитории поможет вам найти фокусы внимания во время ребрендинга. Возможно, что глобальное обновление не требуется и нужно только репозиционирование.

5. Обратитесь к платформе бренда. Что бы вы ни меняли, это должно быть встроено в единую систему, создающую узнаваемый образ бренда.
На примерах ребрендинга известных компаний вы можете увидеть, что часто обновление бренда не является необходимостью и делает только хуже. Иногда лучше запустить рекламную кампанию, чтобы привлечь аудиторию и повысить спрос. Поэтому перед тем, как принимать такое важное решения и инвестировать в него, лучше проконсультироваться с бренд-стратегами. Для этого можете написать нам на fm@endy.pro, и мы договоримся о встрече.
ТЕКСТ: АЛЕКСАНДРА ЗИБРЕВА
Понравился материал? Поделись с друзьями или коллегами:
Мы отвечаем на все заявки без исключения. Работаем вне рамок географии и часовых поясов.
Не любите заполнять формы? Пишите на fm@endy.pro
Узнайте стоимость проекта
Напишите нам по поводу проекта, мы свяжемся с вами для детального обсуждения. Отвечаем на все заявки без исключения. Работаем вне рамок географии и часовых поясов.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТАТЬИ
СТАТЬЯ
Что такое маркетинговая стратегия: уровни, формирование и оценка эффективности маркетинговой стратегии
СТАТЬЯ
Построение воронки продаж: как создать и настроить воронку продаж, конверсия и показатели
Подписывайтесь на рассылку об актуальных брендинговых кейсах, технологиях и методиках.