Написать нам

Шрифт решает: примеры, советы и книги, которые помогут вам создать индивидуальный фирменный стиль


Время прочтения: 4 минуты

В современном мире у дизайнера, особенно дизайнера интерфейсов, остается не так много выразительных средств. Паттерны давно вышли из моды, иллюстрации не всегда уместны, а места для логотипа часто не остается.


Хороший фирменный шрифт помогает поддерживать согласованность между различными средами и каналами, а также индивидуальность бренда.

Сейчас все чаще можно встретить айдентику, построенную исключительно на шрифтовом дизайне, простых сетках и фотографиях продукции. Хороший пример из нашего портфолио — айдентика для магазина ресторанной посуды Restomarket, который продает яркие и необычные предметы. На первое место в айдентике мы выдвинули саму посуду, а остальные элементы помогают ее демонстрировать и не перетягивают внимание на себя.

Мы разработали простую систему сетки и подобрали современный гротесковый шрифт* Effra, который обладает хоть и скромным, но узнаваемым характером, и задается необычным наклоном вертикальных штрихов (линий) у буквы М.

Веб-дизайнерам понравился адаптивный фирменный стиль, ведь с ним легко работать — он отлично прижился в цифровой среде.

Еще один проект с ярко выраженной шрифтовой направленностью — ресторан Italiani. Здесь мы также хотели не переборщить с декорированием и украшательствами, и сделать всё максимально функционально. Результат: логотип, разработанный из шрифта печатной машинки, и меню, набранное всего одним видом шрифта.

Позже возникла необходимость сделать яркую упаковку на вынос. Приступая к работе, мы поставили себе жесткое ограничение — сделать дизайн только с помощью букв из логотипа Italiani, чтобы поддержать общую концепцию фирменного стиля заведения.

Платить или не платить


Сейчас появляется довольно много хороших бесплатных шрифтов, поэтому часто встает дилемма: покупать или подобрать из общедоступных.

Бесплатные

Бесплатные шрифты прекрасны тем, что ими легко пользоваться в большой компании, просто передавая ссылку на скачивание. Минус — распространенность. Если компания нуждается в яркой индивидуальности, лучше поискать что-то менее заезженное. Даже если вы нашли бесплатный шрифт, который еще никто не использовал, поверьте, через месяц он будет везде. Однако шрифту не всегда нужен сильный характер. Например, вы можете подобрать отдельный шрифт для заголовков, и он возьмет эту функцию на себя.

Платные

Могут стоить дорого, если вам нужно много начертаний*, однако в среднестатистическом фирменном стиле часто достаточно всего трех, а это обойдется не более, чем в 10 000 рублей. Обязательно проверяйте перед покупкой языковую поддержку (бывает заявлена кириллица, но она присутствует только в одном начертании), состав знаков (есть ли строчные буквы, необходимые вам знаки препинания, знаки валют). Если не брать платный шрифт из списка бестселлеров на майфонте*, вы добьетесь индивидуальности фирменного стиля, не прибегая к дополнительной графике.

Обязательно к прочтению




Основы стиля в типографике


Роберт Брингхерст


Одна из самых скучных, но очень полезных, книг по типографике. В ней автор рассказывает об оформлении текста, объясняет, откуда появились те или иные приемы. Например, вы прочитаете о том, что в русском тексте все-таки можно использовать кавычки «лапки». Главное заявить всем, что верстаете в английском стиле и не убирать висячие предлоги*, если это не мешает чтению.

Книга про буквы


Юрий Гордон


Всегда достаю эту книгу, когда делаю леттеринг* или просто работаю с буквами. Уникальность в том, что она именно про кириллический алфавит и рассказывает о том, как правильно делать «по-русски». Помогает не совершать глупых ошибок, если вы решите добавить изюминку в логотип.


На заметку: важно всегда сверяться с графемой — базовой формой знака, которая делает его отличительным, какой бы шрифт вы ни использовали.

Типографика


Эмиль Рудер


Это вечная классика. Библия модернизма в типографике. Рассказывает об эстетике швейцарской верстки, о том, как красиво и сдержанно отформатировать текст, задать ритм в композиции и тому подобное. Книга безусловно полезная, а еще она классно смотрится на полке.

О шрифте


Эрик Шпикерман


Если вы работаете менеджером в около дизайнерской сфере и хотите разобраться в основных вопросах, но боитесь перегрузить голову терминологией и другими тонкостями, советую прочитать книгу Эрика Шпикермана «О шрифте». Также она подойдет для начинающих дизайнеров, например, студентов первокурсников. Книга быстро и остроумно погружает в методологию, отлично раскрыта тема характера разных шрифтов.


Лучшее пособие для непрофессионалов, которые хотят узнать больше (но не слишком) о шрифтах.

Термины


  • Гротесковый шрифт — шрифт без засечек (штрихов на конце буквы).
  • Начертания — варианты шрифтов в одной гарнитуре (light, regular, bold и т. п.).
  • Майфонт (myfonts) — сервис, представляющий каталог шрифтов на продажу.
  • Висячие предлоги — короткие предлоги, а также союзы и частицы, оторванные от слов (перенесенные на другую строку), к которым они относятся.
  • Леттеринг — буквы, нарисованные дизайнером.



Текст:
АЛЕКСЕЙ ПУШКОВ
АРТ-ДИРЕКТОР ENDY BRANDING DIGITAL

Подписывайтесь на рассылку об актуальных брендинговых
кейсах, технологиях и методиках

Хотите обсудить проект?

Напишите нам